О чем говорят детские рисунки.
Наблюдения, которые приведены ниже, родились из общения с реальными детьми и их родителями. В чем-то они не соответствуют книжным рецептам, в чем-то подтверждают и опираются на работы известных психологов. Но самое важное мое открытие заключается в том, что все родители - психологи. И конечно, мама и папа больше знают о ребенке, чем самый умный и образованный специалист. Просто они, постоянно контактируя с детьми, не сразу замечают какие-то новые черточки, мнения, позиции ребенка.
Вот здесь и оказываются полезными всякие веселые, ненавязчивые диагностические приемчики и игры, чтобы по-новому увидеть своего малыша и восхититься им. Детские рисунки не бывают "хорошими" или "плохими". Творчество ребенка отражает его восприятие себя и мира. И очень хорошо, что он выражает свое мнение на этот счет - нам легче его понять.
Как бы внимательно не относились родители к своему чаду, как бы ни стремились достичь полного взаимопонимания, бывают моменты, когда мы не можем понять своего ребенка. Ребенок чем-то расстроен, устал, не понимает какую- то жизненную ситуацию, свидетелем или участником которой он оказался: Как помочь?
Есть простой и замечательный способ диагностики и (если надо) коррекции состояния ребенка. Итак, старо, как мир: набор красок, 5-10 листов А4 формата (как показывает практика, более старшим детям надо бы бумагу А2, А1, но и А4 тоже сойдет), 2-3 кисти (толстенькая, тоненькая и "средненька") (иногда выбирают фломастеры. Возможно, чтобы лучше прорисовать мелкие детали), стакан воды, хорошее освещение и - вперед.
Задание простое: "Нарисуй то, что нарисуется, то, что хочешь, что получится" - подберите вариант, понятный Вашему чаду. Если не хочет рисовать, сядьте сами, возьмите краски на кисть - сразу придет, заинтересуется, что это мама (папа) рисует? По поводу красок: акварель для более "легкого" настроения, а для сильных эмоций лучше гуашь. Кстати, вот и первый тест: какую краску выберет? Выводы соответствующие.
Комментарии по ходу творчества:
Выбор цвета не случаен, но знайте, что первые 2-4 рисунка - так сказать, разминка. Это "накипь" недавние впечатления, которые могут быть очень разными. По 1-2 рисункам сказать можно очень мало. Если отказывается рисовать больше - проблема серьезнее, чем кажется или он её еще не додумал. Имеет смысл предложить другие игры или пока отступиться. Но вернемся к цвету.
- Выбор теплого спектра - позитивная жизненная позиция, уверенность в себе и мире, желание заявить о себе.
- Красный - лидерство, подвижность, стремление к победе. Очень много красного: агрессия, как правило, объект, на который она направлена, и рисуется красным или бордовым, багровым. Часто свидетельствует о перевозбуждении, импульсивности, максимализме.
- Очень много желтого - неуверенность в себе в сочетании с жаждой внимания, признания. Стремление к желтой одежде или изображение себя в желтом - попытка занять место Солнца, желание показать себя, раскрыться. Вывод: не хватает внимания значимых людей, референтной группы.
- Оранжевый - как ни странно, всегда положительный цвет, цвет умелого сочетания здоровой агрессивности и доброжелательности. Сила, радость, желание жить и самоутверждаться.
- Розовый. Этот цвет очень социально нагружен - лялечки-девочи все в розовом, розовое детство, куклы Барби и розовая мебель и т. д. Как правило, розовым и рисуют чаще девочки, но часто этот цвет в детском рисунке указывает именно на социальную подоплеку, важно кто или что нарисованы эти цветом.
- Малиновый, лиловый - цвета уже холодной гаммы. Их изобилие может говорить о несколько отстраненной позиции ребенка, позиции наблюдателя. Слишком много лилового или сиреневого - задумчивость, застывшие эмоции или мысли и нежелание их менять.
- Обилие синего, фиолетового, индиго и их оттенков говорит о преобладании негативного опыта в состоянии ребенка. Воле, характеру ребенка не дают раскрыться и проявиться. Это может быть авторитарный стиль общения бабушки, воспитателя, или мамы - что-то, что подавляет индивидуальность ребенка. Это цвет непреклонности, серьезности, упорства. Часто холодная гамма в сочетании с черным или коричневым - предвестник физического недомогания, болезни (это если все вроде неплохо, но вдруг нарисовал какую-то синь, да еще с грязью). Много синего: эмоциональная, психическая, физическая усталость, тоска по покою. Может хочет денек дома с мамой посидеть, нагрузки большие (школа развития, музыка и т.д.).
- Преобладание фиолетового - неоднозначно. Если цвет появился неожиданно, т.е. раньше ребенок его не использовал, значит он приблизился к фундаментальным, смысложизненным вопросам и их обдумывает. С другой стороны: желание идентификации с кем-то, боязнь что-то потерять или даже воспоминания о чем-то. Смотрите на другие цвета и на сюжет - если захочет, обсудите выбор фиолетового.
- Коричневый. Преобладание этого цвета в рисунке может выражать стремление к комфорту, физическому покою, уюту. Это все хорошо ассоциируется с любимым плюшевым мишкой. Если цвет повторяется часто и занимает лидирующую позицию - попытка уйти от конфликта или противоречия, упадок сил.
- Зеленый - цвет новых начинаний и жизни. Зеленый, в котором больше желтого - стремление, радостное ожидание (например, рисует себя зеленым и говорит, что он скоро вырастет, как цветочек). Сине- зеленый - тяжелый цвет: инертность, упрямство. Грязно-зеленый - безнадежность, тоска.
- Ахроматические цвета: белый, черный, серый. Много белого пространства - больше вопросов к миру, чем ответов. Ребенок оглядывается, прислушивается, стремится найти ответы вокруг себя. Высветляет все цвета белым - возможно, хочет смягчить проблему, представить её в более светлом виде или недавно освоил эту технику и забавляется с оттенками
- Черный. Он пугает и притягивает своей силой. Цвет завершения - по черному уже не нарисуешь другим цветом. Если ребенок нарисовал цветную картинку, а потом закрасил черным - желание что-то спрятать, или показывает, что цветной мир был раньше, а сейчас закончился. Черным нарисованы или раскрашены какие-то детали рисунка - он знает об их существовании, но стремится их спрятать. Если много черного - от испорченного настроения до обиды на весь мир. Если рисует только черным - силовые воздействия на мир как стиль жизни, категоричность в восприятии и оценках. Но играем честно - нельзя прятать черный цвет и предлагать ребенку неполный набор красок. Хотя особо пугаться не стоит - черные полосы бывают и в нашей жизни. Посмотрите, какой цвет лидирует после черного - это способ действия. Черный с красным - обычно решение черной проблемы агрессией, насилием. Черный и красный - цвета смерти в нашей культуре. Возможно ребенок хотел изобразить свой протест против неизбежности (обычно дети осмысливают смерть в 5-7 лет).
- Серый - пограничное состояние. С одной стороны - скука, обыденность, с другой стороны - задумчивость, нежелание высказываться по той или иной причине. Желание гармонии, бездеятельное ожидание каких-то событий, неопределенность. Если серый преобладает на протяжении длительного времени - родители, задумайтесь, все ли так, как ребенку надо.
Вообще, понаблюдайте за собой, какие бы цвета Вы использовали для выражения тех или иных эмоций?
Теперь о положении рисунка на листе:
Для ребенка мир взрослых более значим, чем мир детей. Все ценные моменты находятся высоко ("Подрастешь - узнаешь"), поэтому быть выше (взрослее) сверстников лучше, чем быть ниже (меньше). Самооценка ребенка, когда он рисует себя, выражается в положении на листе: чем выше рисунок - тем выше самооценка. Как вариант, чем крупнее рисунок, тем более важной персоной ощущает себя Ваше чадо, если фигурки размером с муху, может указывать на подавляющее влияние окружающего мира, на придавленность ребенка его огромностью и непонятностью.
Фигуры членов семьи (если Вы попросите, а он нарисует) могут многое сказать о мнении ребенка на Ваш счет. Кто в семье главный с точки зрения ребенка будет видно сразу - это самая крупная фигура. Может царить и равноправие - все одного роста. Отношение к братьям и сестрам читается тоже легко: хорошо, если они присутствуют в рисунке семьи. Это значит, что ребенок принимает их право на внимание. Если младшего брата или сестры нет на рисунке - малыш не смирился с их появлением и в его иерархии их нет. То же относится к бабушкам, дедушкам, тетям, домашним животным и т.п.
Если в рисунок семьи включен человек, не относящийся к семье (няня - еще понятно): соседка, дети из садика, со двора, милиционер, Бог, сказочный герой, Дед Мороз и т.д. - это указывает на то, что персонаж выполняет какую-либо функцию, необходимую ребенку. Попытайтесь выяснить роль этого героя в семье, его характер. Дальше - думайте, надо ли вам Чужого в отношениях со своим ребенком.
Мысленно разделите рисунок пополам по вертикали - посмотрите на правую и левую части. Опять-таки, наша культура письма и чтения - слева на право. Восприятие времени аналогичное. Левая часть листа - прошлое, правая часть - будущее. Середина - настоящее, но редко у детей присутствует. Выводы просты: рисунок-воспоминания или рисунок-мечта. Если рисунок-здесь-и-сейчас, то действие происходит только в центре листа, края почти-пустые.
Самый хороший показатель - солнце. И вообще источники света и тепла. Если солнце посередине - рисунок-настоящее. Источник света на рисунке - источник любви, радости, счастья в жизни. Если на рисунке его нет - печально. Если за тучами - временные неприятности и ребенок надеется на улучшение. Если источник света в левом углу - радость и любовь были в прошлом, ребенок помнит об этом, если в правом углу, то будущее освещено и представляется достаточно благополучным и безоблачным. Если нарисован кусочек солнца - половинка или четверть - ребенок видит, что не вся любовь и радость, которая может быть, уделяется ему. Но не путайте с садиковскими шаблонами - ребенка могли научить рисовать солнце не круглым. Если нарисована лампочка - искуственный источник тепла и света - отчужденность, отсутствие непосредственного контакта с тем, что приносит радость и счастье. Кроме этого, лампа как источник света в рисунке может указывать на восприятие мира как мира тьмы - ведь лампу зажигают ночью, когда вокруг темно.
Некоторые мотивы рисунков и их интерпретация:
Надо сказать, что сейчас речь пойдет о рисунках детей в возрасте 4-7 лет, когда мелкая моторика и мышление позволяют произвольно рисовать какие-то сюжеты и персонажей. И, хотя степень детализации очень зависит от возраста и некоторых деталей может не быть в рисунке Вашего ребенка, это не повод для расстройства. Понаблюдайте, не появятся ли изменения через 2-3 месяца, через год, и под влиянием каких событий? Дети всегда ухитряются нас удивить, будучи при этом просто собой.
- Фигура человека. В первую очередь проверяем комплектность: если все конечности и детали лица присутствуют - у ребенка вполне адекватное восприятие мира и своего места в нем. Ноги и ступни: устойчивость, самостоятельность, уверенность в своем положении, независимость в смысле "могу пойти куда хочу". Соответственно, если ног нет или вместо них какая-нибудь подставка - все вышеперечисленное с частицей "не". Особый случай - длинная юбка у принцессы (или просто у девочки). Это отражение социальных представлений о месте женщины и о степени её самостоятельности. Если хотя бы туфельки видны из-под юбки - причин для беспокойства нет, если юбка совсем скрывает ноги - обратите внимание ребенка на возможность выбора в его жизни, возможность проявления самости и достижения результата.
- Руки. Руки - возможность и умение что-то делать, хваткость, активность. Если не прорисованы кисти рук, возможны трудности с мелкой моторикой, нелюбовь к мелким деталям, недостаток интеллектуального развития. Если интеллекта как раз в избытке, но рук нет - оторванность от реальности, слабое представление о ручной работе. Важны размеры и пропорции: маленькие, тоненькие ручки и ножки говорят о нерешительности, нехватке энергии у ребенка. Чрезмерно увеличенные (по сравнению с туловищем) конечности - грубость и возможная неделикатность, прямолинейность человека в отстаивании жизненной позиции.
- Голова, лицо, шея. Шея - хорошее эмоциональное развитие, ребенок понимает и учитывает нужды других, может сопереживать. Очень длинная и тонкая шея может свидетельствовать о чрезмерной ранимости, психической неустойчивости ребенка. Отсутствие шеи в рисунке ребенка после 5 лет - негибкость (невозможность повернуть голову, увидеть что-то новое, увернуться), непонимание других людей, отказ от сотрудничества. Лицо - то, что мы прежде всего презентуем внешнему миру. Опять проверяем комплектность. Глаза - как известно, зеркало души. Очень маленькие глаза или закрытые - ребенок чего-то не хочет видеть. Упорно повторяемая эта деталь может сигнализировать о грядущем ухудшении зрения. Тщательно прорисованные ресницы - признак некоторого тщеславия, избалованности вниманием, кокетства. Нос - ни в чем особенном не замечен, но если он все-таки есть на лице, то это приятно.
- Рот. Право голоса, смеха, гнева - это наличие рта. Пища, питание, голод или сытость - это тоже показывает рот. Если рот не нарисован - права голоса и пищи (духовной, психической) у Вашего ребенка нет. Большой рот или маленький - представление ребенка о значимости его мнения и голоса в этом мире, о том, сколько он может "съесть". Зубы, старательно прорисованные - признак агрессии, <людоедства>, желания укусить. Уши. Наличие и размер ушей отражает желание ребенка слушать и общаться с внешним миром, его внимательность в отношении с другими людьми. Отсутствие ушей характеризуется как разобщенность с реальностью, нежелание вступать в диалог, игра только по своим правилам, избирательность. Такие дети, несмотря на понятливость и развитость, могут поразительно не слышать ничего, кроме себя и того, что они захотят услышать. Но уши могут быть скрыты прической.
- Волосы. Они означают значимость того, кто нарисован. Чем длиннее волосы, тем более нарисованный человек важен для ребенка. Распущенные волосы - более свободное восприятие красоты, стремление к естественности. Косы - более традиционное представление о красоте и свободе. Прямые или волнистые, кудрявые волосы - скорее пожелание большей настойчивости или большей гибкости, хитрости в отношениях с этим человеком. Какие-нибудь украшения на голове, волосах - стремление к успешности, социальной востребованности, желание быть всеми любимым - что, кстати, естественно для многих детей.
- Размер головы относительно тела может дать представление о важности интеллектуальной и социальной самопрезентации с точки зрения ребенка. Чем больше голова - тем важнее ребенку кажется ум, интеллект. Но если голова занимает половину фигуры - не слишком ли переоценивается роль ума?
- Одежда. Отражение тех установок и требований, которые регламентируют жизнь каждого человека. Отсюда: чем больше одежды и чем она наряднее, тем дальше ребенок продвинулся по пути социализации и тем свободнее он ощущает себя в обществе сверстников. Меньше одежды - меньше подчинения социуму. Отсутствие одежды - протест против рамок социума, нежелание искать компромисс. И в этом случае нужна Ваша помощь.
- Гениталии. Сами по себе - органы, дарующие удовольствие, возможность продолжения рода. Все зависит от того, в каком контексте Вы говорите о них с ребенком. Если как о прекрасном и важном органе тела (у здорового тела нет "плохих мест"), то в изображении гениталий можно увидеть наделение силой и удовольствием того героя, у которого они нарисованы. Если же ребенок знает гениталии как грязное и стыдное место - то изображение их может отражать тайное желание унизить, наказать персонажа. Уделяю этому так много внимания, потому что видела, как бывают растеряны родители, которым ребенок принес такую картину.
- Плечи и туловище. Символизируют готовность принять ответственность, понимание этого. Сильные, ярко выраженные плечи - сильная активная позиция в мире, способность к значительным нагрузкам без вреда здоровью и психике. Покатые плечи или их отсутствие (после 5-ти лет) может указывать на слабость персонажа. Попытка прорисовать женскую грудь (кроме желания объективности изображения) может указать на признание персонажа источником питания, блага, любви. А также свидетельство активного интереса к отношениям полов, аистам, капусте и т.д. Вполне может быть сигналом родителям о том, что пора поговорить на эту тему.
Автор: di-di (источник: eka-mama.ru)